Сегодня стартует национальное первенство у наших северных соседей. Мы предлагаем вашему вниманию мнение об очередном розыгрыше российской Премьер-лиги Вячеслава Грозного, опубликованное в еженедельнике Футбол.
Россия начала с некоторым опозданием по отношению к Украине… Признаться, заждались! И вот бодрая игра Зенита и Локомотива в качестве вводной части к главному турниру. Заслуженная победа питерцев, которые сейчас находятся в явно лучшей форме. Хотя не подведи свою команду Торбинский, игрок талантливый, но невыдержанный, кто знает, по какому сценарию развивались бы события.
Пользуясь случаем, хотел бы высказать соболезнования судье того матча Юрию Баскакову, у которого в тот вечер скончался отец. После этого язык не повернется как-то критиковать его работу на Суперкубке…
Регулярные соревнования – это уже несколько иное. В стартующем чемпионате следует выделить несколько характерных черт.
Во-первых, это бюджеты клубов. Большинство клубов премьер-лиги уверенно оставило позади отметку в 50 млн. дол. А если руководство тратит на футбол столько денег, то это означает, что у него есть амбиции и оно будет жестко спрашивать с подчиненных за результат. Практически за каждым клубом стоит либо очень серьезная корпорация – Лукойл за Спартаком, Железные дороги за Локо, Новые технологии за Крылышками - либо губернаторы с городами. Как говорится, присутствует уверенность в завтрашнем дне. И Нальчик, и Томь с их небольшими по российским меркам бюджетами кажутся богачами по сравнению с подавляющим большинством наших клубов, чьи хозяева не торопятся вкладывать средства в футбол по-настоящему.
Мой прогноз – в России клубов восемь по-настоящему будут драться за заветное место в тройке.
Во-вторых, растет интерес к чемпионату. Зрители идут на трибуны, а матчи показываются по телевидению всё лучше и лучше. Если раньше были нарекания, что качество показа из некоторых городов – Ростова, Нальчика – не выдерживает критики, то, думается, в этом сезоне недостатки устранены. Шесть – восемь камер на каждой игре – ну чем не пример для подражания?! Канал Наш футбол будет показывать все игры, а один, центральный, матч будет вынесен на Первый канал. В этом плане Россия, конечно, далеко опережает нас. В том числе и в плане поступления телевизионных денег, точнее, отчислений клубам за трансляции, которые у соседей уже составляют достаточно существенную сумму – миллионы долларов. Мы, конечно, можем лишь мечтать о таком и строить планы.
В-третьих, приток денег неизбежно сказывается на кадровом потенциале российских клубов. Наиболее показательны в этом плане клубы, которые принято называть провинциальными – Сатурн, Крылья Советов и, конечно, Рубин. Скажите на милость, какой еще клуб, имея возможность заполучить игрока бесплатно, не стал бы ждать три месяца, а выложил миллион долларов – лишь бы заполучить футболиста сразу, чтобы не рисковать его состоянием и дать ему возможность начать сезон в новой команде?! Понятно, что я говорю о Сергее Реброве, и подход Рубина весьма показателен.
Нельзя не упомянуть и чеха Иржи Ярошика, который ради возвращения в Россию бросил Селтик и Лигу чемпионов! Финансы? Да, прежде всего они, от этого стимула никуда не денешься…
Разумеется, сами по себе деньги в футбол не играют, и пример Локомотива в прошлом сезоне или московского Динамо - в позапрошлом, показывают, что инвестиции еще надо с умом потратить. Можно привести европейскую аналогию, где миланский Интер так и не может подняться в международных соревнованиях, сколько бы в него ни вкладывали. Наверное, оптимальное соотношение трат и искусного менеджмента наблюдается в Манчестер Юнайтед, где сэр Алекс Фергюсон и расходует немало, и подтверждает эти расходы результатом. Иное дело – Арсенал, где Арсен Венгер сделал ставку на молодых, и никто не назовет эту ставку неоправданной. В то время как Милан, на мой взгляд, пришел к некому кризису, когда между молодыми талантами и сверхопытными пожилыми игроками образовался разрыв, а значит, руководству нужно принимать экстренные меры по укреплению команды.
Возвращаясь к России, отмечу, как укрепляется ЦСКА. Финансовых проблем у команды явно нет, однако она не торопится выбрасывать миллионы на трансферном рынке. А если и тратить деньги, то вкладывает их исключительно в молодых футболистов, которым есть что доказывать и которых – а почему бы не сказать об этом? – впоследствии наверняка можно будет выгодно продать. Сейчас практически на всю первую команду армейцев неплохой спрос в Европе, а клуб еще и взял новых талантливых футболистов, причем сразу нескольких. Это и Дзагоев, и Власов из юношеской сборной России, которые наверняка раскроются на новом месте, если найти к ним правильный подход. ЦСКА явно на пути к превращению в как минимум неубыточное предприятие, чем не может пока похвастаться ни один футбольный клуб на просторах бывшего Советского Союза.
Хотелось бы сказать несколько хороших слов о школе московского Динамо и о перспективах команды в целом. С одной стороны, приобретение Кержакова, который, по неофициальной информации, стал одним из самых высокооплачиваемых игроков лиги, говорит о прочных финансовых позициях клуба. С другой стороны, в клубе есть свои воспитанники – братья Комбаровы, Шунин, другие… А к ним – Семшов, Хохлов, Данни! За этой командой нужно будет очень пристально понаблюдать.
Отмечу и работу Юрия Красножана в нальчикском Спартаке, который уже два сезона доказывает, что деньги в футболе это далеко не всё. В то же время Зенит сумел употребить свой немалый газпромовский бюджет с толком и выполнить главную задачу на сезон. Разумность, баланс – вот, наверное, ключевые слова.
Российский футбол что есть мочи стремится к европейскому уровню. По финансам он его уже достиг, по инфраструктуре – если и есть проблемы, то они будут решены в ближайшее время. Им бы еще с организацией игры разобраться! А вот ведь как получается… Например, все знают, как играет ЦСКА Газзаева: три защитника, активная фланговая игра, контроль мяча в середине поля, индивидуально сильные форварды. А вот что касается большинства остальных команд, то далеко не всегда можно разобраться, какую игру ставят им тренеры, и тем самым хотя бы отличить один коллектив от другого.
Важная особенность 17-го чемпионата – наличие впереди континентального первенства, в котором к тому же примет участие сборная России. До Евро-2008 пройдет только 11 туров, и, разумеется, все клубы это учитывают. Именно этот фактор мог повлиять на скромную селекционную политику Москвы - мол, до лета обойдемся теми игроками, которые есть, а там точно усилимся.
Чаще всего в связи с Москвой упоминают две вещи – приход Олега Блохина и уход Семака. Дескать, вот парадокс – тренеру с зарплатой не пожадничали, а лидера своего не удержали! Но здесь вполне мог сработать другой фактор – Сергей Семак при всех его лидерских и игровых достоинствах мог не вписываться в модель игры Москвы, каковой она видится Блохину. Может, он делает ставку на аргентинца Баррьентоса, а может, вообще не видит смысла в наличии ярко выраженных плеймейкеров, тем более, что, по Интернет-слухам, у Баррьентоса с Блохиным возникли какие-то напряги… Наконец, есть еще один вариант – быть может, сейчас в дубле Москвы скрывается игрок, который, по мнению главного тренера, способен удивить всех в ближайшее время. Не считайте, пожалуйста, наставников команд самоубийцами! Тем более, очевидно – что бы кто ни говорил, у Москвы будет задача попасть в лигочемпионскую тройку, и за ее невыполнение с Блохина немедленно спросят.
Напомню, что Россия в 2009 году выступит в ЛЧ тремя командами, а значит, есть за что воевать.
Именно фактор 11-ти туров мог повлиять на действия руководства Зенита. Во-первых, отсутствие усиления в питерской команде во многом кажущееся – все-таки пришли три человека отнюдь не для дубля, и они уже вовсю играют. Во-вторых, Константин Сарсания продолжает отслеживать возможных новичков и сейчас наверняка ведет переговоры по усилению команды. В-третьих, будет еще летнее трансферное оконо.
Тут другая проблема – из-за Кубка УЕФА Зенит вынужден был форсировать форму, и в апреле-мае у него вполне могут наступить тяжелые времена. Но опять же – впереди лето и пауза для Евро. Кроме того, есть тренерские способы преодоления таких сложностей. В бытность мою тренером Спартака мы за счет контроля мяча заставляли соперника больше бегать, соответственно, уставать и потому очень много мячей забивали в последние 15 минут. Зенит исповедует несколько иную модель игры – очень интенсивную, силовую, давящую на противника. Наконец, современные средства диагностики состояния футболистов, начиная от пульсометров и продолжая более сложным оборудованием, позволяют в прямом смысле держать руку на пульсе и корректировать тренировочные нагрузки. Тем самым предоставляя игрокам отдых.
А всей душой болеть, разумеется, уж позвольте мне за ту команду, которой я отдал много лет своей жизни – за Спартак. Увы, последний раз она выигрывала чемпионат России, еще когда в ней работали Олег Романцев и я… Чего не хватает? Об этом можно говорить очень долго и подробно, но я уверен, что у молодых спартаковцев огромный потенциал, ибо клубная школа трудится на полную мощь и весьма плодотворно. И наверняка даст нам игроков, чьи имена пока ничего не скажут никому, кроме специалистов. Удастся ли его использовать – это уже проблема и Сергея Шавло, и Станислава Черчесова.
Конечно, селекционные решения нынешнего спартаковского руководства вызывают вопросы. Прежде всего, фактическая смена Торбинского на аргентинца Майдану – зачем бесплатно отпускать своего воспитанника с тем, чтобы на его место взять футболиста уровнем как минимум не выше?! Возможно, здесь сработали обстоятельства, мне не известные.
Не забывайте – новости в России наверняка будут и наверняка громкие.
Вячеслав Грозный, специально для журнала Футбол